По сообщениям INTERFAX.RU с 1 января 2023 года в целях защиты национального российского рынка от иностранного, в том числе — китайского, импорта будут проиндексирован утилизационный сбор на некоторые наименования как бывшей в употреблении, так и новой специализированной и дорожно-строительной автотехники, а также на полуприцепы и прицепы. Процесс индексации будет осуществляться посредством проведения процедур повышающих коэффициентов к действующему в настоящий момент сбору. Величина повышения составит, в зависимости от вида техники, от трети текущей величины до нескольких раз.
По заявлению Д. Мантурова, главы Минпромторга России, индексация роста утилизационного сбора на спецтехнику, полуприцепы и прицепы запланирована к проведению с 1 января 2023 года.
Особенности правовой и законодательной базы и ее применения
Проект Постановления Правительства был подготовлен Минпромторгом. Документ внесет соответствующие изменения в ныне действующие ПП № 81 и 1291, которые в настоящий момент регулируют величину исчисленных сборов. Расчет осуществляется через произведения базовых ставок, которые планируется оставить без изменения (в настоящий момент они равны 150 рублям для прицепов, грузовиков и их шасси и 172.5 рублям для самоходных машин и прицепов с ним) и повышающих коэффициентов. Последние планируются к увеличению.
В соответствии с проектом, с которым был ознакомлен Интерфакс, минимальный размер повышения составляет 30 — 40 процентов от действующей величины. Максимальный представляет собой увеличение коэффициента в 5 — 6 раз. Индексации подлежит сбор и на новый транспорт, и на бывший в употреблении.
В пояснительной записке к документу, обосновывающему необходимость таких изменений, сказано, что в связи с укреплением рубля и нарушением логистических цепочек в РФ существенно вырост импорт ряда категорий спецтехники. Так, из-за агрессивной ценовой политики китайских производителей этих агрегатов, которая поддерживается правительством КНР, доля поставок спецтехники из этой страны существенно возросла. Как результат — стоимость зарубежных аналогов стала ниже, чем товары российских производителей. Поэтому в отношении особо чувствительных категорий спецтехники было решено предпринять меры по индексации утилизационного сбора для выравнивания рыночной стоимости отечественных и зарубежных товаров.
Особенности введения индексации утильсбора для отдельных видов и категорий техники
Минпромторг подчеркивает, что индексация предполагается в отношении традиционно важного для российских автопроизводителей транспорта — Урала и КАМАЗа, прицепов и полуприцепов, отдельных категорий бульдозеров, грейдеров, погрузчиков и катков, карьерных самосвалов, производство которых освоено в нашей стране.
По технике, производство которой в РФ не освоено:
- Ресайклерам
- Дорожным фрезам
- Самоходным скоростным комплексам по укладке асфальтобетонных дорог
- Бетоноукладчикам,
утильсбор применяться не будет. Также не будет повышения сбора на ту технику, спрос на которую пока не могут полностью удовлетворить отечественные производители — на бульдозеры, карьерные самосвалы, экскаваторы, ряд погрузчиков.