На фоне нынешней политической и экономической ситуации в стране и мире проблема с нарушением логистических цепочек стоит все острее. Основная масса грузов теперь перевозится с помощью автотранспорта, поэтому специалисты пророчат скорый дефицит грузовых автомобилей, тягачей, прицепов и полуприцепов.
Трудности с поставками магистральной техники и запчастей
До определенного времени весь парк магистральной техники в нашей стране состоял примерно поровну из отечественных и зарубежных машин. В условиях отсутствия поставок импортной продукции главным игроком рынка остается завод «КамАз». Предприятию хватит мощностей, чтобы обеспечить необходимое для страны число грузовых автомобилей, но это связано с определенными сложностями. Они заключаются, в основном, в нехватке запчастей и комплектующих европейского производства, использующихся при сборке тягачей, прицепов и полуприцепов.
В то же время дефицит запчастей может привести к преждевременному устареванию существующего парка техники. Дело в том, что не только отечественные грузовые автомобили, но и модели зарубежного производства (а таких, как уже упоминалось, в нашей стране около 50%) нуждаются в периодической замене комплектующих, а они поставляются с большими перебоями и перерывами.
Дефицит техники
Иностранные партнеры не имеют возможности привезти в Россию выпускаемые за рубежом тягачи и полуприцепы, а непостоянство поставок импортных комплектующих тормозит наше собственное производство. Кроме того, все это ведет к удорожанию техники, и, как следствие, к увеличению срока ее эксплуатации. Выросли цены на отечественное сырье (сталь), снизился объем поставок наиболее востребованных запчастей и узлов:
- Гидравлических систем
- Осевых агрегатов и комплектующих
Прогнозы и статистика по выпуску российских прицепов и полуприцепов
Если завод «КамАз» является единственным в России производителем магистральной техники, то «Тонар» лидирует в числе изготовителей полуприцепов. Завод выпускает магистральные рефрижераторы, контейнеровозы, шторники, технику для сельского хозяйства, самосвальные полуприцепы. По словам гендиректора «Тонара» Дениса Кравцова, половина отечественного рынка удовлетворялась полуприцепами местного производства. Завод продолжает работать на полную мощность, и спрос на его продукцию не уменьшается, но есть опасения, что с возникновением серьезной нехватки в магистральных тягачах заказчики начнут отказываться и от полуприцепов.
Кроме «КамАза» (модели К4 и К5 с кабиной Daimler) магистральные тягачи нужного класса выпускает белорусский МАЗ (модели с колесной формулой 4х2), а вот в модельном ряде автозавода «Урал» есть только тягачи 6х4, не отвечающие требованиям магистральной техники.
По данным Росстата, в июне 2022 года прицепов и полуприцепов с максимальной массой 0,75-3,5 т. собрано 579 шт., это на 41,9% больше, чем в мае 2022 года, и на 1,7% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Показатель выпуска за первое полугодие текущего года снизился на 3,5% по сравнению с предыдущим годом.
Прицепов и полуприцепов массой 3,5-10 т было выпущено 431 шт., что на 15% меньше показателя прошлого года и на 19,1% больше, чем в мае 2022 года. Суммарный выпуск в первом полугодии составил 2,25 тыс. шт., что на 12,8% меньше, чем в январе-июне 2021 года.
913 шт. прицепов и полуприцепов массой более 10 т. выпущено за июнь 2022 года (на 25% меньше, чем в июне прошлого года, и на 10,2% меньше, чем в мае 2022 года). Всего в первом полугодии этого года выпущено 7,66 тыс. шт. большегрузных полуприцепов и прицепов, что на 31,8% больше, чем за аналогичный период в минувшем году.