Осевой узел является ключевым элементом ходовой системы полуприцепа. Он выполнен в виде трубы с квадратным или круглым сечением и служит для монтажа колесных дисков. Из-за высоких нагрузок, которые испытывает ось при эксплуатации, могут возникать различные поломки. Максимальная допустимая нагрузка на ось составляет 12 тонн.
Основные методы ремонта осевых узлов
В зависимости от условий эксплуатации техники могут возникнуть разные виды неисправностей. К основным методам ремонта осей полуприцепа относятся:
- восстановление сломанной оси;
- рихтование ступиц;
- ремонт кронштейнов суппортов;
- корректировка геометрии при деформациях;
- обработка поврежденной резьбы;
- регулировка соосности;
- восстановление шпоночно-шлицевых соединений.
Для качественного ремонта лучше обратиться в грузовой автосервис.
Исправление геометрических дефектов
Одна из самых частых проблем и для её устранения применяют следующие методы:
- Если деформация не более 0,5 мм, ось обрабатывают проточкой или шлифовкой.
- Если отклонения составляют более одного процента от общей длины оси, используется винтовой пресс или специальные скобы; нагрев оси не требуется.
- При серьезных искривлениях применяется пресс с нагревом оси до 600 °C.
- Если восстановление проводилось холодными методами, возможен риск повторного появления деформации. Поэтому рекомендуется дополнительная термообработка при температуре около 500 °C для стабилизации формы.
Диагностика с использованием дефектоскопа
После корректировки геометрии осевого узла его состояние проверяется специальным оборудованием. Используется индикаторная стойка, которую закрепляют на оси, выставляя стрелку прибора на нулевое значение. Во время вращения оси отслеживается положение стрелки. Допускаемое отклонение не должно превышать 0,2 мм.
Ремонт шеек оси

Для восстановления «посадки» подшипников и других элементов применяются разные методики. При минимальном износе поверхности обрабатываются специальными абразивными составами. В случае обнаружения конусности, овальности или износа свыше 2 мм используются наплавка металла или металлизация. Также возможна последующая обработка под ремонтный размер.
По окончании работ поверхность обязательно полируется.
Восстановление шлицов
Основной способ ремонта заключается в наплавлении материала на поврежденные участки. Затем проводится механическая обработка, учитывающая размеры сопряженных отверстий.
Далее деталь протачивается, затем снимается фаска, удаляются торцевые наплывы. Эти задачи выполняются на фрезерном станке. Можно применять и токарный станок с дополнительными устройствами для нарезания шлицев.
Устранение дефектов резьбы
Этот вид ремонта обычно необходим после замены втулок или подшипников оси. Часто резьба повреждается при установке новых деталей. Если дефекты небольшие, достаточно применить токарный станок или специальные метчики. При серьёзных повреждениях старая резьба удаляется, выполняется наплавка нового слоя металла.
Ремонт при множественных переломах оси
- Концы обломков подтачиваются под углом 45°.
- Внутри оси размещается металлический прут или пластина, соответствующие внутреннему диаметру узла.
- Детали соединяются под давлением, фиксируются электросваркой.
- Место стыка заваривается, затем производится шлифовка.
Эффективен также ремонт на «призмах», позволяющих легко вращать ось одной рукой при сварке. Если доступ к прессу отсутствует, можно воспользоваться обычным домкратом, установив его между потолочной балкой и ремонтируемой деталью. Качество сварки контролируется индикаторной стойкой.
Настройка соосности
Соосность – это параметр, определяющий параллельность осей друг другу и перпендикулярность относительно центральной линии полуприцепа. Нарушение соосности приводит к увеличению сопротивления движению и ускоренному износу шин.
Кроме регулировки осей, важно настроить дышло прицепа и поворотные тяги. Лучше всего использовать специализированный стенд, однако работа возможна и без него:
- Полуприцеп устанавливается на ровной площадке.
- Подготавливаются две прочные нити и лазерная рулетка.
- Измеряется расстояние от конца оси до шкворня.
- Продольные рычаги настраиваются так, чтобы расстояния были одинаковыми.
- Остальные оси регулируются по аналогии с первой. Достигается соответствие расстояний путем изменения длин рычагов.
- Допустимая погрешность не должна превышать 2 мм.
Быстро отремонтировать осевые узлы предлагает СТО «Мега Сервис». Компания производит текущий и плановый ремонт, заключает договоры на техобслуживание. Своевременная диагностика, профессиональный ремонт и установка осей полуприцепов – залог успешности и бесперебойной работы автопарка.