Под шкворнем подразумевают ответный механизм к седельно-сцепному устройству (ССУ), использующийся в тягачах. Он рассчитан для работы под колоссальными нагрузками, поэтому после длительной эксплуатации деталь нуждается в ремонте или замене.
Когда необходима замена шкворней
Проверка состояния шкворня требуется каждые 50 тысяч пробега. При обнаружении зазоров, особенно в направлении движения, необходима замена детали. Иначе при движении соединение будет расшатываться, что может привести к повреждению рамы и элементов крепления.

Заменить систему присоединения необходимо и при сильном износе опорной плиты. Такая проблема часто возникает с фурами, которые эксплуатируются долгий срок, так как их конструкции уже изношены и прочностные характеристики сильно снижены из-за коррозии и нагрузок. Со временем также истончаются и протираются металлические перекрытия, ребра и другие поверхности, что ведет к нарушению всей прицепной конструкции.
При сильном износе опорной плиты замену или ремонт шкворней совмещают с восстановлением плиты. Во время технического обслуживания могут производиться дополнительные работы: частичный демонтаж пола, замена части элементов.
Основные причины неисправностей шкворней
На сцепной шкворень приходится повышенная нагрузка, поэтому со временем он изнашивается и требует замены. Наиболее частыми причинами ремонта и замены являются:
- естественное старение, что характерно для любой детали. Со временем металл изнашивается и теряет свою прочность;
- нарушение правил эксплуатации, выраженное в постоянных перегрузках детали;
- недостаточное сервисное обслуживание или его отсутствие. Некачественное техническое обслуживание механизма, несвоевременная замена его деталей, ведет к развитию коррозии и быстрому износу узлов.
Разновидности крепления шкворня
При установке фланцевого шкворня применяют разные типы креплений:
- болтами или сварным швом
- сочетание сварки и болтов
При креплении шкворня на болтах необходимо использовать динамометрический ключ, который регулирует момент и силу затяжки. Схема затягивания болтов также играет роль, нельзя выполнять регулировку по кругу. При креплении на 6 болтах используется схема 1-4-5-2-3-6, на 4 болтах - 1-3-2-4.
При выполнении сварного шва первоначально вырезают установленный шкворень. Желательно осуществлять демонтаж так, чтобы получился аккуратный люк нужного диаметра. По краям отверстие зачищают, чтобы не было заусенцев и неровностей. Для получения прочного шва используют стержневые электроды или специальную проволоку.
Шкворни без фланцев присоединяют корончатыми гайками и шплинтами.
Особенности установки
Есть несколько нюансов при замене шкворней, которые нужно учитывать, чтобы ремонт не стал причиной ДТП или других неприятностей в дороге. Основные правила гласят:
- Для замены стоит использовать оригинальные комплектующие, подходящие для определенной модели транспортного средства. Детали должны быть рассчитаны под предполагаемый уровень нагрузки.
- Для смазки нужно выбирать смазочные материалы, указанные в спецификации. Обычно в этом списке присутствуют высококонсистентные составы с присадками, которые обеспечивают надежную защиту деталей от трения и износа.
- Сварные швы при монтаже шкворней должны быть не больше установленной толщины. Слишком тонкий шов может не выдержать нагрузки, а толстый - спровоцировать деформацию плиты.
- Перед заменой шкворня необходимо изучить инструкцию - в ней могут содержаться важные советы, дополнительные сведения об особенностях деталей.
Все советы при ремонте и замене шкворней обязательно учитывают мастера грузового сервиса на СТО "Мега Сервис". Здесь работают опытные и квалифицированные специалисты, которые быстро, надежно и недорого справляются с любой проблемой полуприцепов, тягачей, тралов.