Седельно-сцепное устройство (ССУ) — ключевой компонент, который обеспечивает стыковку тягача с полуприцепом. Его надежность важна для безопасности движения, поэтому ССУ в народе именуют «пятым колесом». Современные стандарты в автомобилестроении требуют удобства техобслуживания сцепного механизма и прочности, так как он несет значительную часть массы фуры.
Устройство ССУ
Соединительная конструкция включает несколько частей:
- Разъемно-сцепной механизм. Облегчает управление фурой при поворотах, бывает одно- или двухзахватным. Чаще выбирают однозахватный, так как он безопаснее.
- Опорная плита фиксирует «палец». Плиты делают литыми или сварными. Литые более популярны. Они легче, но такие же прочные и жесткие.
- Крепежные детали надежно фиксируют сцепку. В их состав входят монтажные плитки, изготовленные по высоте седла.

Размеры «сцепок» ограничены стандартами. Наиболее распространенные диаметры шкворней — 50,8 мм и 89 мм. Внедрение стандартных размеров уменьшает риск разъединения и повышает безопасность. Требования указаны в ISO 337 и других документах.
Типы ССУ
Сцепные устройства для автопоезда бывают разных видов. Выбор зависит от способа сцепки тягача с прицепом.
- Автоматические. Работа ССУ управляется электроникой и пневматикой.
- Полуавтоматические. Соединение осуществляется вручную.
При покупке оборудования консультант рекомендует одно- или двухзахватное сцепное устройство. Однозахватное ССУ проще и надежнее: тяга идет на кулак-захват, создавая сжимающее усилие. В двухзахватном — торможение действует на захват.
Еще один метод систематизации основан на количестве степеней свободы:
- Две степени свободы. Автопоезд с такой системой может ездить по ровным дорогам.
- Три степени свободы. Добавлена ось для качания, идеально для бездорожья.
Производители ССУ совершенствуют продукцию по двум направлениям:
- Снижение массы: за счет шаровидного графита, важно для сцепных механизмов и тяжелого машиностроения. Легкие машины маневреннее и перевозят больше грузов.
- Автоматизирована сцепка: электроника и пневматика контролируют процесс, гарантируя стабильность сцепления.
Как проводится ТО ССУ
Обслуживание седла тягача:
- Еженедельное смазывание «пальца» и запорных элементов.
- Ежегодное очищение опорной части.
- Использование густых смазок.
- Периодический контроль усилия затяжки болтов.
- При трещинах или вмятинах лучше обратиться к механику.
Изношенную деталь нужно заменить. Б/у запчасти ставить не рекомендуется. Для ремонта седла тягача лучше заказать сертифицированные детали в специализированных магазинах. Перед дальними рейсами новые запчасти тестируют на коротких дистанциях.
Многие дальнобойщики сталкиваются со стуком в задней секции своего тягача. Если сайлентблоки и амортизаторы исправны, осматривают ССУ: снимают седло, осматривают и очищают втулки, резинки. При обнаружении люфта проверяют полимерные вкладыши. Если проблема не устраняется, заменяют подушки седла.
Как продлить период службы ССУ
Для увеличения срока эксплуатации седельно-сцепного устройства систематически проверяют уровень смазки и проводят ТО. Избегают:
- необоснованных и интенсивных торможений полуприцепа;
- эксплуатации автопоезда с дефектным замковым механизмом;
- запоздалой замены тефлоновых вставок.
При обновлении деталей и узлов ССУ нужно брать только качественные и сертифицированные компоненты.
В «Мега Сервис» работает высококвалифицированный персонал, обладающий навыками работы с разными видами прицепной техники. Мастера быстро выявляют дефект и устраняют его. В распоряжении СТО современное диагностическое и ремонтное оборудование, что позволяет проводить точные проверки и ремонт на высоком уровне.