Шкворневый узел — соединительное звено между полуприцепом и седельным тягачом. Качество этой детали, а также ее своевременное и правильное обслуживание влияют на общую эффективность и долговечность седельно-сцепной конструкции. Из материала вы узнаете о строении и характеристиках этого узла, его типах, особенностях конструкции, допустимых нагрузках, а также правилах выбора и обслуживания.
Технические характеристики
Шкворень — самый главный элемент в поворотном механизме полуприцепа. Производится он из стальных сплавов. По сути это стержень, берущий на себя всю нагрузку при поворотах седельно-сцепной конструкции тягача с полуприцепом. В связи с этим шкворень нуждается в своевременном обслуживании и замене по мере износа.
Функционал: шкворень управляет сцепной парой, соединяя седельный тягач с полуприцепом.
На рамах седельных тягачей расположены опорные плиты (платформы) с отверстием в центре. Металлический шкворень устанавливают в нижней части полуприцепов — в месте, где они соединяются с тягачами (на опорной плите тягача). Деталь надежно фиксируется шарнирными креплениями.
Типы шкворней, варианты креплений
В зависимости от способа крепления (типа сцепных пальцев) выделяют два вида шкворней:
- С фланцевым креплением — крепятся к полуприцепам болтами и гайками или специальными винтами
- С безфланцевым креплением — вставляются во втулку на раме полуприцепа и закрепляются за счет резьбы
Несмотря на различия в сути крепления все соединительные шкворни полуприцепов изготавливаются по одному принципу. Все они являются стержнями цилиндрической формы со специальными проточками в нижней части, которую вставляют в сцепной узел тягача и фиксируют благодаря особенностям конструкции.
Крепится шкворень к раме полуприцепа фланцевым или резьбовым соединением, которое находится в соответствующей части изделия.
Нюансы монтажа
При установке соединительных шкворней учитывайте такие моменты:
- Никогда и ни при каких обстоятельствах не используйте восстановленные, бракованные или дефектные шкворни — это опасно
- Перед монтажом детали обязательно внимательно изучайте инструкцию и рекомендации производителя к конкретной детали и следуйте этим рекомендациям при установке
- Соблюдайте требования к технологии и способу монтажа и крепления, учитывайте особенности расположения седла, осевую нагрузку
- Замену шкворней доверяйте профессионалам — этой задачей должны заниматься специалисты, потому обращайтесь в профильные сертифицированные центры
Если же вы все-таки решили заменять шкворень своими силами, помните, что это не самая простая процедура — она трудозатранта, требует сноровки и дополнительного оборудования. Для замены этой детали сначала демонтируйте старый шкворень. Для этого понадобится мощный домкрат и паяльная лампа: шкворень необходимо разогреть, открутить все соединения и выдавить домкратом. Информацию о том, как установить новый шкворень, можно найти в открытых источниках.
Как рассчитать нагрузку на шкворень
Несмотря на то, что шкворни делают из прочных сплавов, из-за больших нагрузок эти детали иногда ломаются и деформируются. Основных причин этому две: нарушение баланса осей и превышение допустимой нагрузки полуприцепа. Правильный расчет допустимой нагрузки и ее соблюдение поможет избежать таких негативных последствий. Эту величину считают в килоньютонах, обозначая буквой «D». Расчеты выполняют по формуле D = g(0,6хTхR)/(Т+R-U), где:
- D — допустимая нагрузка на полуприцеп
- g — ускорение свободного падения (9,8 м/с²)
- T — полный вес тягача в кг
- R — полный вес полуприцепа в кг
- U — нагрузка на седло тягача в кг
Как правильно обслуживать шкворень полуприцепа
Чтобы шкворень полуприцепа работал эффективно и без проблем, ему требуется хорошая своевременная смазка. Перед использованием этой детали обязательно обильно смазывайте ее качественными средствами, например, графитом или дисульфидом молибдена. Важно при этом наносить смазку также и на опорную плиту тягача, и на запорную деталь. Регулярная смазка перечисленных элементов сцепного механизма — гарантия его исправности и эффективной работы продолжительное время.