Реактивная тяга — важный элемент автомобильной подвески, предназначенный для снижения колебания, нагрузки на агрегаты в процессе движения машины, ограничения хода подвижных частей (поворотных кулаков рулевых управлений и пр.). Еще одна функция реактивной тяги — поддержка балок, задних мостов и иных аналогичных элементов конструкции авто.
Реактивная тяга надежно закреплена в пространстве между кузовом и мостом транспортного средства, относится к металлической шарнирной тяге. Аналогичный элемент применяется и на мостах полуприцепа. Она позволяет компенсировать возникающий в условиях торможения либо набора скорости реактивный момент при возникновении синхронного давления масс. Реактивная штанга оперативно погасит возникающие между авто и шасси колебания и эффективно работает на сжатие-растяжение.
В полуприцепах используется несколько типов штанг. Среди наиболее распространенных:
- Распорные, размещенные внутри кузова. Они минимизируют перемещение грузов и придают кузову полуприцепа большую жесткость
- Нерегулируемые реактивные штанги. Их функция заключается в компенсации реактивной тяги
- Регулируемые реактивные штанги. Как видно из их названия, основная задача такой конструкции — обеспечение возможности регулирования процесса
Соединение штанг с рамами и балками мостов осуществляется при помощи пальцев.
Что представляет собой палец реактивной штанги
Это компонент подвески автомобилей, автобусов, полуприцепов. Внешне представляет собой деталь, в форме пальца (или пальца с резинометаллическим шарниром), которая является осью в шарнирном соединении штанги с балкой моста либо с рамой.
Как правило, используется зависимая подвеска рессорно-балансирного или рессорного типа. Ее отличает относительная простота конструкции и высокая надежность. Однако, не лишена она и отдельных недостатков. В процессе работы техники рессоры деформируются и в различных узлах подвески возникают неуравновешенные силы. Для компенсации этих процессов применяются реактивные штанги, монтируемые при помощи шарниров к кроншейнам на рамах и балкам мостов. В ряде случаев реактивная штанга подлежит замене. Например, при полном износе вкладышей и шаровых поверхностей пальцев, износе либо разрыве грязезащитного сальника, при механическом повреждении штанги.
Произведенные из прочного металла реактивные тяги редко подвержены повреждениям. Но если деформация все же происходит, необходима оценка ее величины и принятие решения о необходимости ремонта. При небольшом изгибе можно изменить форму реактивной тяги. Если же повреждения существенны, то следует произвести ее замену.
Особенности выбора и замены пальцев реактивных штанг
Сигналом к тому, что необходима замена пальцев реактивной штанги, является увеличение в шаровом шарнире люфта либо обнаруженные визуально механические повреждения. В этих случаях рекомендовано заменить не только палец, но и сопряженные с ним элементы — пружины, вкладыши, уплотнители.
Для замены подходят только те детали, которые рекомендованы производителем автомобиля, полуприцепа (по типу и каталожному номеру). К функциональному решению относится приобретение полного ремонтного комплекта, включающего все сопряженные элементы и комплектующие.
Процесс ремонта необходимо проводить в соответствии с инструкцией. Как правило, работа включает в себя такие процессы, как демонтаж и разборка штанги, очистка, замена пальца, монтаж на подвеску собранной штанги. Если детали закисли и заклинивают в результате деформации, при разборке потребуется приложить усилия или применить специальные съемники.
После установки новых пальцев штангу через пресс-масленку заправляют консистентной смазкой рекомендованными производителем техники смазочными материалами.
Основа надежной и безопасной работы подвески транспортного средства, полуприцепа — это правильный подбор пальца, регулярное техническое обслуживание, ремонт, а при необходимости — замена элементов реактивных штанг.