Несколько лет назад отечественные машиностроительные предприятия сумели обогнать поставщиков подержанных полуприцепов европейского производства по числу продаж. В лидеры вышли «НефАЗ» и «Тонар». Начиная с февраля 2022 года, изменения затронули этих и других производителей; сказалась нехватка импортных комплектующих. Несмотря на неизменную потребность в грузоперевозках топлива, товаров и сырья топ-менеджеры крупнейших производителей отмечают нестабильность спроса на грузовики, прицепы и полуприцепы.
Данные статистики и экономики
По словам директора по маркетингу ПАО «КАМАЗ» Сергея Колесникова, за семь месяцев 2022 года продажи новых полуприцепов в России сократились на 11% по сравнению с предыдущим годом. По сравнению с аналогичным периодом 2021 года доля бортовых полуприцепов снизилась на 5%, полуприцепов-автовозов — на 88%, шторных полуприцепов и рефрижераторов — на 29%, полуприцепов-цистерн — на 12%.
Утешением в данном случае служит оживление в сегменте перевозок агрегатов для строительной отрасли. Выросли продажи тралов для транспортировки гусеничных машин и следующих типов полуприцепов:
- Тяжеловозов — на 17%
- Контейнеровозов — на 5%
- Сортиментовозов — на 51%
- Самосвальных полуприцепов — на 24%
Лилия Маркова, генеральный директор ООО «Газпромбанк Автолизинг», связывает сложившуюся ситуацию с переориентацией логистического бизнеса и грузоперевозок на внутренние потребление и производителей, возобновление инфраструктурных и производственных проектов. Ситуация со спадом продаж полуприцепов по всем отраслям, кроме строительной, наблюдалась в первой половине и начале второго квартала минувшего года. Это стало следствием тотальных геополитических изменений, нестабильности валют, ставки ЦБ, разрыва старых договорных связей и логистических цепочек.
На разрушение цепочек по поставкам товаров из Европы сетует и исполнительный директор ООО «Полуприцеп» Евгений Поправка. По его словам, к падению спроса на полуприцепы привело сокращение автомобильных грузоперевозок внутри России. В настоящее время предпринимаются активные действия по созданию новых и налаживанию старых связей с Турцией, Китаем, странами СНГ. Какой-то период, по мере становления этих логистических цепочек рынок полуприцепов по-прежнему будет находится на спаде, но спустя некоторое время он восстановится до прежних позиций.
По мнению Лилии Марковой, суть кроется в восстановлении отечественных секторов экономики и промышленности, задействованных в сферах, где востребованы полуприцепы и другая техника для грузоперевозок. Государство твердо придерживается курса на импортозамещение, а значит, стоит ожидать не только субсидий на лизинг в части поставок готовой продукции, но и грантов, выделяемых на инженерные разработки новой техники.
До февральских событий в России уже существовало определенное число компаний, способных конкурировать с импортными поставщиками полуприцепов. Так, завод «Тонар» являлся достойным конкурентом немецкого бренда Schmitz Cargobull. В связи с уходом с российского рынка европейских производителей тягачей их место готовы занять отечественный гигант КАМАЗ и китайские промышленники.
Нюансы производства и импортозамещения
С китайскими грузовиками не все так гладко, как хотелось бы. По словам экспертов, российским покупателям подходят далеко не все модели и бренды, а полуприцепы китайского производства на нашем рынке в общем и не нужны; своих хватает с избытком. Одна из главных проблем кроется в нехватке комплектующих, которые раньше поставлялись из Европы. Сейчас многие производители переходят на китайские аналоги, а башкирский филиал «КАМАЗа» уже использует отечественные детали подвесок, шкворней, осей. Также достигнуты договоренности с белорусскими фирмами.
Отечественные производители и другие крупные игроки рынка полуприцепов считают, что полный запрет на ввоз этой техники из недружественных стран был бы преждевременным решением. Сначала надо насытить рынок российской продукцией и проанализировать процесс по всем сегментам, иначе возникнет дефицит этой востребованной техники. Полуприцепы могут ввозить напрямую из Азии. Кроме того, есть данные статистики, подтверждающие, что европейская техника по-прежнему поступает в Россию по каналам параллельного импорта, к примеру, через Беларусь. Мало того, она по сей день пользуется спросом.
Представитель «КАМАЗа» считает главной задачей локализацию и замещение импортных комплектующих. Это позволит увеличить продажи и производство российской прицепной техники и полностью заместить импорт.