Рамы — это несущие элементы грузовых транспортных средств. На них закреплены автонадстройка (кузов), а также шасси. В этой связи требования, предъявляемые к рамам по прочности, чрезвычайно высоки.
Особенности деформаций рам
Можно выделить два типа таких деформаций: искусственные, возникающие в результате аварий и естественные, связанные с износом в процессе эксплуатации средства.
Естественной деформации в той или иной степени подвержены все рамы грузовиков. Например, компания занята производством автотентов. На ряде машин — длинномерных полуприцепах, настолько слабые рамы, что при осуществлении нагрузки происходит изменение ее геометрии. Например, появляется вертикальный, до 50 мм, прогиб рамы. В этом случае изготовленный ранее тент уже невозможно установить на раму по причине того, что на бортовые скобы не будут попадать люверсы из-за изменения каркасной геометрии.
Другой пример естественной деформации. Технически траектория правого поворота меньше, чем левого, поэтому на длинномерных машинах имеет место естественная боковая деформация рам в правую сторону. Как следствие — резина изнашивается неравномерно, особенно при разворотах по минимальному радиусу.
Третий пример — винт (кручение) рам. Рассматриваемый в примере автомобиль с пробегом всего лишь 3 тыс. км, не имеет перегруза. Тем не менее, его рама деформирована на 75 мм винтом. Причина — установка на раме авто всего лишь одной поперечной траверсы. Как следствие — контур рамы остается незамкнутым и лонжероны "гуляют" друг относительно друга.
Не только естественная усталость металла становится причиной деформации рамы. В ряде случаев ее провоцируют просчеты конструкторов.
Конструкторские просчеты, приводящие к естественной деформации рам
В числе наиболее явных и отмечаемых рядом специалистов такие ошибки и неточности:
- Неправильно подобрана марка стали для изготовления элемента
- Неверно определены толщины поясков, стенок, полок, траверс и лонжеронов
- Неверный выбор количества поперечных траверс, их местоположения, способов соединения основных элементов конструкции
- Экономия завода-производителя на трудоемкости и качестве материалов. Ряд малотоннажных грузовиков выпускается без подрамника, хотя эта деталь существенно увеличивает прочность самих рам. Полуприцепы без усиления «гуся» - тоже конструкторский просчет, приводящий к более быстрой естественной деформации рам
- Создание универсальных конструкций, например, предоставление возможности нарастить ее для других кузовных типоразмеров различными элементами
Аварийная (искусственная) деформация
Аварийных дефектов рамы множество, они разнообразны. Это и трещины, и изгибы, и переломы, и ее разностенность. Сюда же относят изменение рамной геометрии, например, боковую деформацию, кручения, прогибы, бухтиноватость, отклонения от вертикальности и смещения лонжеронов диагональные.
Причины таких деформаций различны. Это и ДТП, и перегрузы транспортных средств, и нарушение их правил эксплуатации, такие, как неравномерное распределение по грузовым платформам грузов, при выгрузках — не горизонтальная постановка самосвалов, эксплуатация машин при неисправности ходовой части авто.
Ремонт грузовых рам — непростая задача, требующая специальных знаний, навыков и профессионализма. Это не просто автодело — это инженерия, стык технологии металлов и сопромата, сложнейших точных наук.
Ремонт и правка деформированных рам — сложнейший процесс, который можно доверить только специалистам высшей квалификации.
Наша компания имеет большой опыт такого ремонта и сертифицирована на его проведение. Ниже можно ознакомиться с примерами наших работ.